Оккупированный российскими войсками Крым, вероятнее всего, или присоединится к РФ на правах субъекта федерации, или же будет находиться под протекторатом России. Читая эти строки, вы уже знаете итоги референдума на полуострове, но и ранее их без труда можно было предугадать, исходя в частности из соцопросов общественного мнения. Результаты последнего исследования, проведенного Крымским республиканским институтом политических и социологических исследований, свидетельствуют: 77% респондентов заявили о намерении проголосовать за присоединение полуострова к РФ. Им оппонируют не более 8%. 85% севастопольцев видят свой город в составе России, противоположного мнения придерживаются всего лишь 6% граждан. В то же время соцопрос, проведенный 1-7 марта с.г.
Социологической группой "Рейтинг" (задействовано 2 тыс респондентов, проживающих в Украине в целом) дал совершенно противоположные результаты: 77% граждан – сторонники сохранения АРК в составе республики, лишь 5% - за отделение Крыма и передачу его РФ.
Вряд ли в ходе референдума, когда аннексия Крыма стала почти фактом, его население проявит гражданскую сознательность и итоги плебисцита будут намного отличаться от вышеупомянутого соцопроса.
Однако если крымчане надеются, что в условиях российской действительности их жизнь кардинально изменится к лучшему, то такое крайне маловероятно. И это обусловлено, прежде всего, географическим и социально-экономическим положением нынешней автономии.
До сих пор полуостров существовал, в основном, за счет дотаций. Доходная часть его бюджета в прошлом году не превысила 4,9 млрд грн. Причем это была максимальная цифра за всё время существования Крыма в составе независимой Украины. А только на выплату заработных плат бюджетникам в истекшем году потребовалось 4,6 млрд грн. Все остальные расходы на социальную сферу – пенсии, пособия на детей и т.д. - покрывались за счет республиканского бюджета, как и средства, необходимые для экономического развития АРК.
Еще одна проблема – зависимость Крыма от материковой Украины в плане водных и энергетических ресурсов. Вода поступает на полуостров из Каховского водохранилища, 80% потребляемого населением и предприятиями электричества поступает в Крым извне.
Правда, россияне уже заявили, что на полуостров доставят передвижные газотурбинные электростанции, которые использовались в ходе зимних Олимпийских игр в Сочи и находятся в собственности ОАО "Россети". Но это не решит проблему электроснабжения полуострова, если Украина прекратит поставки электроэнергии.
В случае выхода Крыма из Украины на полуострове произойдет передел собственности, что также не будет способствовать ее экономическому развитию.
В настоящее время в Крыму в основном представлен малый и средний бизнес, самыми крупными промпредприятиями являются "Крымский Титан" и "Крымский содовый завод" (владелец – украинский миллиардер Дмитрий Фирташ). В целом экономический сектор Крыма развит слабо. А его изоляция Россией от Украины закончится, по словам и.о. Президента Украины Александра Турчинова, тотальным разрушением экономики. Крым, как аннексированная территория, потеряет все зарубежные инвестиции.
Сложнейшая ситуация при отделении ожидает и курортный комплекс Крыма. Нынешний туристический сезон на полуострове вообще сорван. А в дальнейшем при присоединении к РФ следует учитывать убытки, вызванные потерей украинских отдыхающих, – ежегодно Крым принимает до 6 млн туристов, из этого числа в прошлом году только полтора миллиона приехали из РФ, основную часть составляли граждане Украины. По прогнозам экспертов, если ситуация на полуострове и в российско-украинских отношениях не оптимизируется, число отдыхающих, которые будут посещать Крым, снизится в четыре раза! Для бывшей всесоюзной здравницы это грозит значительными бюджетными потерями – в истекшем году поступления в бюджет от туризма составляли примерно 300 млн грн, в 2012 г – 243 млн грн.
Не лучшее будущее при отсоединении ждет и транспортный комплекс Крыма. Что касается авиатранспорта, то, по мнению экспертов, воздушное пространство полуострова либо будет полностью закрыто, либо сообщение будет лишь с РФ.
С работой железной дороги – полная неопределенность. Ясна только неутешительная перспектива потери основной части грузопотока, значительного сокращения числа пассажирских поездов при увеличении времени их нахождения в пути.
Морской транспорт ожидает приблизительно то же, что и авиационный из-за падения грузооборота и аннексированного статуса Крыма.
Наконец, сельхозпроизводители полуострова в текущем году понесут немалые убытки. Как заявили президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко и замминистра агрополитики и продовольствия Украины Иван Бисюк, в связи с российской интервенцией посевная кампания этого года в автономии сорвана – невозможно было своевременно подвезти удобрения и обеспечить топливом. Тем самым Крым не соберет полтора миллиона зерна, это тоже обернется потерями для его бюджета и ростом стоимости продуктов для населения. Уже сейчас "борщевой набор" для крымчан вырос в цене на 25%. В перспективе же частный агросектор ожидает повышение издержек и уровня убыточности по причине увеличения Украиной тарифов на электро- и водоснабжение.
Таким образом, Крыму предстоит пережить сложнейший переходный период с невыплатами в социальной сфере, в том числе пенсий, резким повышением цен и тарифов, проблемами в транспортном комплексе и т.д. и т.п. А в дальнейшем полуостров ожидает незавидная судьба российских дотационных упадочных регионов, расположенных на периферии страны. В качестве примера можно привести ситуацию в Ивановской области. Когда-то всесоюзный центр текстильной промышленности Иваново ныне совершенно не развивается, молодежь уезжает в Москву, поскольку в городе ей негде работать, прирост населения отсутствует, и, по прогнозам экспертов, уже через сто лет Иваново может вообще исчезнуть.
Политика модерации комментариев
Публикуя комментарии вы соглашаетесь со следующим: