Только что — за считанные дни до начала Олимпиады — Международный олимпийский комитет (МОК) принял новые правила для определения того, какие спортсменки могут быть допущены к соревнованиям среди женщин.

В их основу легли инструкции, согласованные в прошлом году Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF). И те, и другие основаны на утверждении, что уровень тестостерона у мужчин и женщин различен и что женщины с уровнем тестостерона, характерным для мужчин, обладают "несправедливым" преимуществом, — предположение, не выдерживающее никакой критики с научной точки зрения.

Обе организации озаботились данным вопросом после скандала с южноафриканской атлеткой Кастер Семеня, которая в 2009 году выиграла чемпионат мира на дистанции 800 м. Её выдающийся результат и необычное для женщины телосложение вызвали серьёзные подозрения у функционеров. Но подход к проверке половой принадлежности спортсменов оказался плохо продуман и, дабы избежать унижения, г-жа Семеня ушла в подполье.

В конце концов были представлены новые правила, которые тоже стали предметом отчаянной критики. Вместо того, чтобы определить, кто в действительности женщина, а кто мужчина, организации подвергли анафеме женщин с гиперандрогенией — естественно высоким уровнем тестостерона. Но существуют ли научные свидетельства в поддержку утверждения о том, что тестостерон действительно даёт преимущество?

Клинические исследования подтверждают, что тестостерон (среди многих других факторов) способствует повышению мышечной массы, силы и выносливости. Но нельзя говорить о том, что у победителей тестостерона больше, чем у побеждённых. Это лишь один из элементов сложной системы.

Яркий пример тому, что тестостерон не является ключевым фактором атлетизма у женщин, — это спортсменки с синдромом нечувствительности к андрогенам. Их клетки совершенно не реагируют на тестостерон, но именно такие преобладают в женской спортивной элите. Английский эндокринолог Петер Сёнксен, кстати, отмечает, что примерно четверть мужской спортивной элиты обладает более низким уровнем тестостерона по сравнению с типичными мужскими показателями. Что же, отправлять их теперь бегать и прыгать вместе с женщинами?

Короче говоря, до сих пор наиболее важные исследования сосредотачивались на мужчинах и влияние тестостерона на спортсменов до сих пор не изучено как следует, то есть IAAF и МОК поспешили с выводами.

Давайте предположим на секунду, что влияние тестостерона на результат доказано. Тогда что мы будем делать с другими биологическими преимуществами? Например, некоторые бегуны обладают редкими генетическими вариантами в митохондриальной ДНК, которые повышают аэробную способность, а баскетболисты наделены акромегалией — нестандартным гормональным фоном, приводящим к аномальному росту конечностей. Разве не очевидно, что одни люди от рождения обладают "несправедливым" спортивным преимуществом перед другими?

Гиперандрогения — естественное состояние, которое ничем не отличается от других непатологических вариаций, случающихся с организмом человека. Представитель МОК Хида Вилория в ответ на критику отмечает, что другие физические и медицинские аспекты не ставят под вопрос пол спортсмена. С точки зрения биолога и врача это звучит смехотворно. Гиперандрогения превращает женщину в мужчину не сильнее других факторов.